ОРКСЭ

КОМПЛЕКСНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» - электронные учебники

http://old.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402

Основы духовно-нравственной культуры народов России.

1.Нормативно-правовая база реализации предметной области ОДНКНР

В связи с переходом с 1 сентября 2015 года всех общеобразовательных организаций Российской Федерации на новые образовательные стандарты основного общего образования возникает необходимость организации изучения новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР).

Согласно статье 87 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

В соответствии с пунктом 18.3.1. приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах общеобразовательных организаций. В то же время для данной предметной области в стандартах не прописаны составляющие её учебные предметы, что позволяет изучать ее на данном этапе через учебные курсы по выбору за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

25 мая 2015 года Минобрнауки России направило в субъекты Российской Федерации письмо № 08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР», в котором указано, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.

2. Содержание и планируемые результаты освоения

предметной области «ОДНКНР» в соответствии с ФГОС ООО

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями. Базовые национальные ценности раскрываются через систему нравственных ценностей (представлений), которые приведены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» // Авторы А.Я., Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.

Концепция определяет:

- характер современного национального воспитательного идеала;

- цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

-систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

-основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся».

В соответствии с ФГОС основного общего образования изучение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" должно обеспечить:

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

- воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

3. ОДНКНР в учебном плане образовательной организации

В целях обеспечения преемственности с предметной областью ОРКСЭ, изучаемой в 4-м классе начальной школы, изучение предметной области ОДНКНР в основной школе целесообразно начинать с 5-го класса и продолжить изучение данной предметной области в 6-9 классах основной школы.

Образовательная организация вправе определять сроки изучения предметной области «ОДНКНР» (в течение одного, двух или более лет) учащимися 5-х - 9-х классов и варианты ее реализации.[1]

Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 18, пунктом 9 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация самостоятельна в определении списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.

Данный список определяется нормативным локальным актом образовательной организации ежегодно.

4.Варианты реализации предметной области ОДНКНР

Согласно Письму Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 № 08-761, предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» релизуется по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.

8.1. Нормативные документы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. [Электронный ресурс] URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ documents/543

3. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы": [утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493].

4. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года: [утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 N 751] // http://base.garant.ru.

5. Приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 N 115 (ред. от 31.05.2016) «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2014 N 31472). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159873/

8.2.Информационно-методические письма Минобрнауки РФ.

1.Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно- нравственной культуры народов России». [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181244/

2.Письмо Минобрнауки России от 01.09.2016 г. № 08-1803 о рекомендациях по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования.

3. Письмо Минобрнауки России от 21.04.2014 г. № 08-516 «О реализации курса ОРКСЭ» http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-21-04-2014-g-08-516.html


[1]Для выставления итоговой отметки в аттестат об основном общем образовании минимальный объём часов учебных занятий по программе учебного курса в соответствии с учебным планом образовательной организации должен составлять не менее 64 часов за 2 учебных года (приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 г. № 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»).